Основы бухгалтерского учёта: принципы организации, документирование,
инвентаризация, счета и двойная запись, баланс, формы учёта
В организациях, выполняющих работы и оказывающих услуги, долг заказчика возникает с момента сдачи ему работ и оказания услуг. С этого же момента фактические затраты по выполненным работам (оказанным услугам) списываются в уменьшение выручки от сдачи работ (услуг) и выявляется финансовый результат (прибыль или убыток).
В организациях, торговли процесс реализации представляет собой процесс доведения до потребителя товаров, приобретенных для продажи. Товар является реализованным с момента перехода права собственности на него покупателю. С этого момента стоимость отпущенных товаров по покупным ценам и издержки обращения, приходящиеся на эти товары, списываются в уменьшение выручки от реализации товаров и выявляется финансовый результат (прибыль или убыток).
Порядок отражения на счетах бухгалтерского учёта процесса реализации представлен на схеме (с. 70-71).
Основными хозяйственными операциями, отражаемыми на счетах бухгалтерского учёта в процессе реализации, являются:
• переход права собственности к покупателю при отгрузке готовой продукции, отпуске товаров, при выполнении работ, оказании услуг (операция 4а на схеме) и появление долга покупателя (заказчика) за продукцию, товары, работы, услуги (операция 4г);
• осуществление расходов по отгрузке и реализации продукции (операция 4б);
• погашение покупателями (заказчиками) долга за продукцию, товары, работы, услуги (операция 4д);
• определение расходов по сбыту продукции, товаров (операция 4в);
• выявление финансового результата от реализации продукции, товаров, работ, услуг (операция 4е)
Задачами бухгалтерского учёта процесса реализации являются:
• документальное оформление и своевременное отражение в учёте отгрузки (отпуска) готовой продукции, товаров, сдачи выполненных работ и оказанных услуг; расходов по отгрузке и реализации продукции;
• правильное исчисление списываемых в процессе реализации расходов;
• своевременное оприходование поступивших средств от покупателя (заказчика);
• правильное исчисление финансового результата от реализации продукции, товаров, работ, услуг.
Процесс формирования и использования финансовых результатов связан с выявлением конечного финансового результата хозяйственной деятельности организации (на счете "Прибыли и убытки"). Конечный финансовый результат складывается из прибыли (убытка) от реализации продукции, работ, услуг, товаров и доходов за вычетом расходов, полученных по разным операциям хозяйственной деятельности (реализации имущества, полученной арендной платы, убытков от стихийных бедствий и др.). Конечный финансовый результат учитывается в течение года нарастающим итогом. Использование прибыли отражается отдельно от полученной прибыли на одноименном счете.
Полученная прибыль используется на оплату налога на прибыль. По окончании года сумма использованной прибыли списывается в погашение полученной годовой прибыли. Оставшаяся неиспользованной прибыль переносится на специальный счет для учёта ее движения в следующем году. Порядок отражения на счетах процесса формирования и использования финансовых результатов представлен на схеме (с. 72).
Основными хозяйственными операциями, отражаемыми на счетах бухгалтерского учёта в процессе формирования и использования финансовых результатов являются:
• поступление доходов и оплата расходов от прочей реализации и внереализационного характера (операция 5а на схеме);
• начисление налога на прибыль по установленной ставке и перечисление налога в бюджет (операция 5б);
• начисление прочих налогов в бюджет за счет чистой прибыли и перечисление их в бюджет (операция 5в);
• начисление налоговых штрафов и пеней и перечисление их в бюджет (операция 5г);
• списание использованной прибыли за год (операция 5д);
• определение не использованной за год прибыли или непокрытого убытка и закрытие счета "Прибыли и убытки" (операция 5е).
Задачами бухгалтерского учёта процесса формирования и использования финансовых результатов являются:
• своевременное отражение в учёте полученных доходов и понесенных расходов;
• правильное исчисление финансового результата хозяйственной деятельности организации;
• документальное оформление и своевременное отражение в учёте использованной прибыли в течение года;
• правильное исчисление использованной прибыли за год и неиспользованной прибыли (непокрытого убытка) отчетного года.